-¬идео

Ёто осень......
—мотрели: 4 (0)

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MilediFox

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.04.2015
«аписей: 376
 омментариев: 173
Ќаписано: 1950

»ероним Ѕосх. «агадка

ѕонедельник, 25 »юл€ 2016 г. 17:06 + в цитатник

—имволика Ѕосха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. —имволы мен€ют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников - от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
—реди самых загадочных источников была алхими€ - полутайна€ де€тельность, нацеленна€ на превращение неблагородных металлов в золото и серебро, а кроме того, на создание жизни в лаборатории, чем €вно граничила с ересью. ” Ѕосха алхими€ надел€етс€ негативными, демоническими свойствами и атрибуты ее часто отождествл€ютс€ с символами похоти: совокупление нередко изображаетс€ внутри стекл€нной колбы или в воде - намек на алхимические соединени€. ÷ветовые переходы напоминают порой разные стадии превращени€ материи; зубчатые башни, полые внутри деревь€, пожары - это одновременно символы ада и смерти и намек на огонь алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн - это еще и эмблемы черной магии и дь€вола. »з всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начина€ с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, €блока. Ћегко узнать сексуальные символы: мужские - это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающа€ на противоестественный грех; женские - все, что вбирает в себ€: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дь€вола, который выпрыгивает из него во врем€ шабаша), полумес€ц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь).
ѕрисутствует тут и целый бестиарий «нечистых» животных, почерпнутый из Ѕиблии и средневековой символики: верблюд, за€ц, свинь€, лошадь, аист и множество других; нельз€ не назвать также змею, хот€ встречаетс€ она у Ѕосха не так уж часто. —ова - вестница дь€вола и одновременно ересь или символ мудрости. ∆аба, в алхимии обозначающа€ серу, - это символ дь€вола и смерти, как и все сухое - деревь€, скелеты животных.
ƒругие часто встречающиес€ символы: это лестница, обозначающа€ путь к познанию в алхимии или символизирующа€ половой акт; перевернута€ воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости; ключ (познание или половой орган), часто по форме не предназначенный дл€ открывани€; отрезанна€ нога, традиционно ассоциирующа€с€ с увечь€ми или пытками, а у Ѕосха св€занна€ еще и с ересью и магией. „то касаетс€ разного рода нечисти, то тут фантази€ Ѕосха не знает границ. Ќа его картинах Ћюцифер принимает мириады обличий: это традиционные черти с рогами, крыль€ми и хвостом, насекомые, полулюди - полуживотные, существа с частью тела, превращенной в символический предмет, антропоморфные машины, уродцы без туловища с одной огромной головой на ножках, восход€щие к античным гротескным образам. „асто демоны изображаютс€ с музыкальными инструментами, в основном духовыми, которые порой станов€тс€ частью их анатомии, превраща€сь в нос - флейту или нос-трубу. Ќаконец, зеркало, традиционно дь€вольский атрибут, св€занный с магическими ритуалами, у Ѕосха становитс€ орудием искушени€ в жизни и осме€ни€ после смерти.

ƒуховна€ жизнь на стыке —редних веков и ¬озрождени€ напоминала алхимическую реторту, где перемешивались экзальтированна€ набожность и увлечение античностью, интерес к точным наукам и вера в астрологию. ∆изнь этого времени полна крайностей: ужас перед —трашным судом и муками јда перемежалс€ с необузданной жаждой наслаждений; жестокость и мрачность соседствовали с веселостью и добродушием. «–еторта» —еверной ≈вропы не порождает титанов в изобразительном искусстве, подобных Ћеонардо да ¬инчи, –афаэлю, Ѕоттичелли. ¬ Ќидерландах рубежа XTV-XV веков нет той ликующей радости быти€ и веры в великие силы человека-творца, способного сравнитьс€ с Ѕогом. ћысл€щий человек «осени —редневековь€» видел лишь, что все земное близитс€ к гибели. ƒаже прославление чувственных радостей быти€ было св€зано с острым ощущением их недолговечности. ¬ эпоху эту «к запаху роз примешивалс€ запах крови». »з такого замеса «крови» и «роз» Ѕосх создает свой знаменитый алтарь - «—ад земных наслаждений».
 ажда€ работа Ѕосха воссоздает мир, сущность которого, возможно, была пон€тна образованной части его современников, живших теми же иде€ми, которыми проникнуто творчество художника. ћы же можем только догадыватьс€ об истоках его фантастических образов. Ќи одно из произведений Ѕосха не вызывало такое множество интерпретаций, как «—ад земных наслаждений». —мысл изображени€ пытались объ€снить с позиции астрологии, алхимии (центральную часть иногда называют «јлхимическим садом»), а также с помощью пословиц и крылатых фраз. Ќекоторые ученые видели в центральной картине иллюстрацию к знаменитому средневековому «–оману о –озе» - своеобразной «библии» эротической культуры этого времени, где вместо –айского сада воспеваетс€ —ад любви, а все оттенки человеческих чувств и состо€ний представлены с помощью аллегорий. Ќа внешних поверхност€х закрытого алтар€ в технике «гризайль» - монохромной живописи - изображена прозрачна€ сфера, до половины заполненна€ водой. »з воды выступают очертани€ суши, над окутанной туманной пеленой землей клуб€тс€ грозовые облака. Ётот панорамный вид природы специалисты рассматривают как начало развити€ жанра пейзажа, хот€ художник показывает фантастические скалы и растени€. ј вот что именно хотел изобразить Ѕосх, тут мнени€ специалистов расход€тс€: либо это «емл€ на “ретий день творени€, либо - после ¬семирного потопа, посланного Ѕогом человечеству за грехи. —лева вверху, над безлюдным пейзажем, - маленька€ фигура “ворца на престоле с книгой в руках. ѕо верхнему краю идет надпись из ѕсалтыри: «...ибо ќн сказал, - и сделалось; ќн повелел, - и €вилось» (ѕсалом, 32:9). ѕо мнению современных исследователей, »ероним Ѕосх создает «мир чистой образности», где нет моральных оценок и поэтому невозможно говорить о том, что же в самом деле имеет в виду художник - то ли мир человеческого греха, то ли небесного ÷арства. ѕри этом Ѕосх создал удивительную по охвату панораму, зачаровывающую гармонией и одновременно ощущением греховности, хот€ художник облекает все эти влекущие соблазны в оде€ние мифа, лиша€ их чувственного начала. ћножество обнаженных мужчин, женщин, фантастических животных и птиц, в магическом пор€дке разбросанные по всему полю триптиха, собраны в ритмические группы. ”пор€доченность этих групп, четка€ выписанность мельчайших деталей, схематичность движений, бесстрастные выражени€ лиц превращают фигуры в некие знаки, своего рода «буквы» образного €зыка, на котором художник рассказывает об основополагающих проблемах мироздани€ и смысле человеческой жизни. –азгадать эти таинственные письмена ученые пытаютс€ не одно столетие. Ѕосх писал быстро, без поправок, без наложени€ красок слой за слоем, как это делали другие нидерландские художники. ѕоэтому его фигуры и предметы потер€ли весомость. Ёто бесплотные фантомы, словно привидевшиес€ в сновидении. √армони€ и беспечность, цар€щие в композиции, подчеркнуты €рким, насыщенным колоритом, отсутствием теней, а также светом, равномерно распределенным по всей поверхности доски. ћиниатюрные, четко прорисованные фигурки людей, перемежающиес€ огромными причудливыми растени€ми и строени€ми, кажутс€ элементами узора средневекового орнамента, видимо послужившего источником вдохновени€ художника...

ƒл€ образованных людей —еверной ≈вропы на рубеже XV-XVI веков по€вилс€ новый род удовольстви€ - интеллектуальный, а питала его заново открыта€ антична€ мудрость. “риптих »еронима Ѕосха пронизан абстрактной отвлеченностью рациональной символики, где кажда€ деталь требует «прочтени€» как необходима€ составна€ часть универсальной концепции мироздани€.

Ћева€ створка внутренней поверхности триптиха изображает –ай: сотворение јдама и ≈вы, зарождение из воды растений и животных. ¬ центре композиции - источник жизни, из которого сотворенные Ѕогом существа выбираютс€ на сушу. ‘антастический пейзаж художник насел€ет множеством реальных, а также нереальных видов флоры и фауны: тут и трехголова€ птица, и крылата€ рыба, и морской конек-единорог, и даже существо с рыбьим хвостом, читающее книгу. Ѕосх воплощает текст ¬етхого «авета совсем не по канону. ѕозднее —редневековье обнаруживает странное противоречие между резко выраженной стыдливостью и поразительной непринужденностью. ƒаже в изображении первых людей ощущаетс€ эротический элемент: јдам с восхищенным изумлением смотрит на потупившуюс€ ≈ву. »сследователи обращали внимание на то, что Ѕог держит ≈ву за руку, как на церемонии заключени€ брака. »де€ «парности» всех живых существ, заложенна€ с момента творени€, воплощалась в работах многих художников. ” Ѕосха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают л€гушек, а львы охот€тс€ за более крупной добычей. —ледовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого “ворца. Ќа правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и л€гушек, а людей.

¬ стихах Ћоренцо ¬еликолепного, герцога ћедичи, правител€ ‘лоренции эпохи ¬озрождени€, звучит призыв к наслаждению жизнью: «ѕусть каждый поет, играет и танцует! ѕусть сердце горит негой! ƒолой усталость! ƒолой печаль!  то хочет быть веселым - веселись сегодн€. «автра - поздно». ƒаже в »талии радость быти€ представл€етс€ краткой и преход€щей. —еверной ≈вропе мотив бодрой радости чужд вообще. ѕолемизиру€ с италь€нскими гуманистами, Ѕосх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплат€т вечным муками в јду. Ќа исходе XV века в Ќидерландах всерьез вер€т, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской ÷еркви на ¬осточную и «ападную, никто уже больше в –ай не попадал.
ѕугающе-достоверна€ и, вместе с тем, иррациональна€, построенна€ на сознательно нарушенных законах линейной перспективы, картина јда представлена на правой створке триптиха. Ѕосх утверждает: после смерти никому не будет пощады и прощени€ грехов. ѕожар на заднем плане доски грозит распространитьс€ и все уничтожить. ¬сполохи пламени окрашивают воду в багр€ный цвет, дела€ ее похожей на кровь.

≈сли в изображении –а€ »ероним Ѕосх показывает нормальные, естественные взаимосв€зи, пусть и не всегда гуманные, то в јду - все перевернуто. —амые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разраста€сь до чудовищных размеров, станов€тс€ орудием пытки. ќгромный кролик тащит свою жертву - человечка, истекающего кровью; один музыкант расп€т на струнах арфы, другой - прив€зан к грифу лютни. ћесто, которое в композиции –а€ отведено источнику жизни, здесь занимает трухл€вое «древо смерти», вырастающее из замерзшего озера - вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.
Ѕосх неистощим в своих описани€х наказаний за различные прегрешени€. јдской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. «меи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратитс€ в западню.
¬ этом чудовищном мире властвует птицеголовый монстр, который заглатывает человеческие тела и, пропустив их сквозь свою утробу, низвергает в сточную €му, вокруг которой представлены кары за всевозможные грехи. ѕри сравнении с доской «—емь смертных грехов» (подробно она будет рассмотрена дальше), где в изображении јда подписано, какие грехи чем наказываютс€, можно догадатьс€, за что грешники несут кару здесь. ¬низу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордын€ смотритс€ в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражн€етс€ монетами. —редневековые моралисты именовали любострастие «музыкой плоти» - и вот у Ѕосха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками. ј грех лени, видимо, символизирует грешник справа внизу с бумагой на колен€х, которому гомункулус в рыцарском шлеме прот€гивает перо и чернильницу. ќбразы ужасных наказаний, которым подвергаютс€ грешники, не только плод фантазии Ѕосха. ¬ средневековой ≈вропе существовала масса приспособлений дл€ пыток: «ручна€ пила», «по€с смирени€», «аист», «пока€нные рубашки», «козлы дл€ ведьм», колодки, жаровни, ошейники. «∆елезный шлем» завинчивалс€ на голове, лома€ кости черепа. ¬ «железные ботинки» зажимали ноги - степень сжати€ зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповеща€ о своем приближении железным колокольчиком.

Ќа центральной доске своего знаменитого и необычного по замыслу триптиха Ѕосх изобразил разнообразные наслаждени€ жизни: кругом влюбленные пары; множество нагих юных мужчин и женщин жадно поедают земл€нику, вишни, виноград, наслаждаютс€ прохладой в водоемах; их окружают цветы, бабочки, прекрасные и причудливые сооружени€ - четыре ««амка тщеслави€» (или тригона), заполненные акробатами, поющими птицами. «амки собраны из растений, мраморных скал, бусин из золота и драгоценных камней, но вызывают ассоциации с панцирем, клешн€ми и усами рака, как и фонтан в –аю. —транные, «коралловые», конструкции в центре композиции, похожие на те, что изображены на левой створке, исследователи также считают астрологическим символом –ака.
≈ще совсем недавно триптих датировалс€ 1504 годом или около этого, когда —олнце и Ћуна сошлись в зодиакальном доме –ака. ѕо уточненной датировке триптих был написан между 1510 и 1515 годами, но это ничуть не мен€ет астрологического подтекста произведени€ - в 1524 году ожидалось еще более важное событие, предсказанное астрологами, - парад планет и ожидаемый в св€зи с этим новый ¬семирный потоп.
ћожно с уверенностью сказать, что все изображенное художником - это иносказание. ј вот о том, в чем оно состоит, возникает множество толкований. “ак же как у большинства нидерландских, а затем и голландских мастеров, символика Ѕосха очень разнообразна, один общий ключ ко всем его картинам подобрать невозможно. —имволы, используемые Ѕосхом, мен€ют значение в зависимости от контекста, да и происходить они могут из самых разных, порой далеких друг от друга источников - от мистических трактатов до практической магии, от ритуальных представлений до фольклора.  ак художнику, наход€щемус€ на полпути от —редневековь€ к ¬озрождению, Ѕосху свойственны рассудочность, эротическа€ символика, увлечение загадками, желание перевести в зрительные образы каламбуры и фразеологические обороты, стремление к морализаторству и назидательности.

»зобража€ на фоне разнообразных фантастических сооружений более сотни сцен, в которых участвуют и чернокожие люди, и совершенно нереальные персонажи, Ѕосх дает символическую картину мироздани€. ≈ще ѕтолемей разделил ќйкумену - весь мир, известный грекам, - на четыре треугольника, обращенных вершинами друг к другу.   этим тригонам, соответствующим тригонам зодиака (четырем стихи€м), относили принадлежащие им планеты, страны и народы. —лова «astrolodgy» («астрологи€») и «zodiac» («зодиак») по€вились в ≈вропе только в XIV веке. јстрологическа€ традици€ ¬озрождени€ провозгласила, что судьба человека и человечества - не некое застывшее предопределение, а зависимость от вли€ни€ космических сил, звезд и планет. Ёто модное ве€ние захватило всех образованных людей. ¬ переводе с греческого слово «зодиак» означает «круг зверей». ¬ центре композиции Ѕосха вокруг купающихс€ в «бассейне ¬енеры» женщин кружитс€ кавалькада всадников, оседлавших оленей, грифонов, пантер, кабанов и фантастических чудовищ, символизирующих планеты и созвезди€. ѕри достаточно условном (а зачастую и просто нереальном) изображении человеческого тела, различных зверей и птиц, Ѕосх блест€ще решает все задачи многофигурной композиции: постепенного удалени€ планов, сокращени€ размеров фигур в глубине композиции, изображени€ групп животных и людей в сложнейших ракурсах и пространственном расположении.

»зображение человека в обнимку с совой расценивали как предпочтение мудрости любовным утехам. ќднако сова, занимающа€ важное место практически на всех картинах Ѕосха, может быть истолкована по-разному. Ёто символ —атурна и человека, пребывающего под вли€нием этой планеты, - «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, брод€жничеству, но также и к наукам. ќна знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости. —ова использовалась в качестве приманки дл€ ловли других птиц и, следовательно, могла быть символом искушени€ или обмана. Ќо чаще всего сова, ничего не вид€ща€ днем (как прин€то было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе. “ак же как пустой или перевернутый сосуд, скорлупа, кожура, дуплистое дерево обозначают бренную оболочку. «—лепец» и «хромец» - сова и пустой кувшин - это душа и тело человека, забывшего Ѕога. ¬ изображении «сладострастных» плодов - винограда, граната, клубники, ежевики, €блока - исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преход€щих радостей. Ќо значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. “ак, вишню иногда называют райской €годой, ее сладость символизирует м€гкость натуры доброго человека. ≈жевика - символ чистоты ƒевы ћарии, котора€ породила плам€ божественной любви, но не сгорела от вожделени€. «емл€ника - знак праведности и трудолюби€. ѕо средневековым представлени€м, бабочка - знак ветреного желани€, утка - разврата, поскольку погружаетс€ в гр€зь по самые глаза. ”дод р€дитс€ в прекрасные перь€, но питаетс€ испражнени€ми - он более греховен, нежели сам дь€вол.

–аньше считалось, что все известные алтари, исполненные Ѕосхом, предназначались дл€ церквей. ’анс Ѕельтинг в своей книге «—ад радости», изданной в 2002 году в ћюнхене, пишет о том, что «—ад земных наслаждений» создавалс€ не дл€ церкви, а дл€ частной коллекции, и называет им€ заказчика и первого владельца триптиха - √енриха III, герцога Ќассау-Ѕреда, будущего придворного императора  арла V. ¬ысшей аристократии этого времени присуща театральность и мода на собирание разного рода диковинок. —цены триптиха гости герцога разгадывали как ребус, а затем обсуждали, вступа€ в интеллектуальный спор с художником. ѕо свидетельству Ѕельтинга, с триптихом Ѕосха полагалось совершать определенные манипул€ции. ¬начале его созерцали закрытым и видели довольно традиционный образ мира до по€влени€ в нем человека, а затем - распахнутым, потр€сающим изощренностью изображенного. —огласно Ѕельтингу, створки алтар€ открывали слуги по приказу хоз€ина, когда гости после первого бокала вина были расположены к какому-нибудь развлечению. ƒействительно, в нескольких комментари€х, содержащихс€ в испанских текстах XVII века, работы Ѕосха называютс€ «entremeses» (закусками).

—уществует несколько объ€снений значени€ прозрачных сфер и круглых плодов, в которых уедин€ютс€ пары на центральной створке «—ада земных наслаждений». Ўарообразна€ оболочка, напоминающа€ средневековое изображение земной сферы, часто показана треснутой или расколотой. ¬озможно, под вли€нием заказчика »ероним Ѕосх демонстрирует знакомство с представлени€ми Ёмпедокла - древнегреческого философа, который утверждал, что материальный мир шарообразен: в «олотой век ¬ражда была снаружи, а Ћюбовь - внутри; затем постепенно в мир вошла ¬ражда и Ћюбовь была изгнана; в наихудшее врем€ Ћюбовь целиком оказалась вне шара, а ¬ражда - целиком внутри. Ќо также вполне веро€тно, что стекл€нна€ сфера, в которой предаютс€ ласкам любовники, и стекл€нный колокол, укрывающий три фигуры, иллюстрируют нидерландскую пословицу: «—частье и стекло - как они недолговечны».

ќбраз сада земных наслаждений перекликаетс€ с утверждением италь€нских гуманистов XV века: «–ай - вокруг нас». »таль€нцы эпохи ¬озрождени€ были уверены, что дл€ них вновь настал «олотой век, подобный той ранней поре человеческого существовани€, когда люди оставались вечно юными, были подобны богам, но подвержены смерти, приходившей к ним как сладкий сон. ѕервым поколением людей «олотого века, согласно античным авторам (√есиоду, ќвидию и др.), правил  ронос, отождествл€вшийс€ в »талии с —атурном. ««олотые» люди не ведали гор€, трудов и болезней, а земл€, не знавша€ плуга, сама приносила урожай. Ќо жизнь ухудшалась, наступили века серебр€ный, медный, далее век героев и, наконец, железный век, полный труда и печали.
ѕредставл€етс€ веро€тным, что Ѕосх на центральной створке своего псевдоалтар€ изобразил «олотой век - воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состо€нии всеобщей «безгреховности» (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный «золотой» род людей современному, худшему «железному» роду, которому присущи все возможные пороки. ћиф о «олотом веке имел большое сходство с библейским рассказом о райском блаженстве, в котором пребывали первые люди до их грехопадени€ и изгнани€ из –а€ - поэтому на левой створке изображен райский сад. Ќекоторые античные теории цикличного развити€ теоретически допускали возрождение первоначального благоденстви€ на земле. Ќо об€зательным предварительным условием такого возрождени€ было уничтожение огнем или водой всего «состарившегос€» прежнего мира. “ак, может, на внешних створках Ѕосх показал безлюдную землю после нового ¬семирного потопа, предсказанного на 1524 год, - землю в ожидании нового «олотого века?

ј птицеголовый монстр - не  ронос ли это, безжалостное ¬рем€, пожирающее своих детей? ѕо римскому преданию —атурн- ронос, низвергнутый ёпитером-«евсом, правил на земле, и в его царствование наступил «олотой век. ќднако —атурн представл€ет еще и ¬рем€, которое проходит, нес€ люд€м старение, гибель всех человеческих начинаний и в конце концов - —мерть. ќбраз —атурна начинает совмещатьс€ с образом ƒь€вола. ј поскольку ƒь€вол был хромым вследствие его падени€ с небес, то и —атурн в —редние века изображалс€ одноногим или хромым. Ќа миниатюрах в астрологических книгах под ногами —атурна помещалс€ знак ¬одоле€, зачастую в виде кувшина, подпирающего отсутствующую ногу. Ќа ногах босховского монстра - котурны в виде двух кувшинов. —лучайность ли это?  огда античный актер выходил на сцену в котурнах, публика сразу понимала: будет разыграна трагеди€.

ќписание картины »еронима Ѕосха Ђ»звлечение камн€ глупостиї

«»звлечение камн€ глупости» €вл€етс€ одной из самых ранних работ Ѕосха, котора€ дошла до наших дней. — первого взгл€да, по общей композиции и названию картины, сразу становитс€ пон€тным основна€ цель написани€ – мотив глупости.

≈сли говорить о каком-то живописном отношении, эта работа еще далека от живописного понимани€ картины. “акже можно найти большое количество анатомических ошибок. источник  

 



–убрики:  »нтересно
купить билет на поезд дешевые авиабилеты по россии
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку