-¬идео

Ёто осень......
—мотрели: 4 (0)

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в MilediFox

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 04.04.2015
«аписей: 385
 омментариев: 186
Ќаписано: 2154

’–јЌ»“≈Ћ№ ѕ≈„јЋ≈…

„етверг, 11 январ€ 2018 г. 02:05 + в цитатник

Ќасколько опасны детские фантазии и что делать родител€м, если ребенок считает себ€ существом из другого мира

— ћы вас очень просим, помогите нам! —делайте хоть что-нибудь! ћы все думали, оно само как-нибудь, нам так и психолог когда-то сказал, а оно — никак. Ќам уже и в гимназии говор€т: обратите внимание и сделайте уже что-нибудь, это как-то странно, мешает, мы не можем это терпеть и не замечать, но не знаем, как правильно реагировать, и надо с кем-то проконсультироватьс€ и прин€ть какие-то меры. ј мы и сами в затруднении: это вообще нормально или как? ’отелось бы уже знать и делать что-то, но что? ¬от мы к вам и пришли…


6oyV5VnxcGA (700x568, 406Kb)

ћама, бабушка и дедушка. ¬се говор€т громко, длинно, перебива€ друг друга. » самым удивительным образом в их тройном монологе нет ни грамма информации. я вежливо и внимательно слушаю троих взрослых людей несколько минут и в результате знаю о происход€щем в их семье ничуть не больше, чем в тот момент, когда они только вошли в мой кабинет.

ƒевочка ћилослава — дочка и внучка — с ними. √рустна€, узкоплеча€, большеглаза€ — сидит на стуле, подсунув ладошки под худые бедра, и молчит. ƒа и куда же ей против них! Ќа вид ћилославе лет 10–11.

— ≈й же уже скоро 12 лет будет! — случайно улавливаю первую конкретную информацию из потока родительского красноречи€.

»нтересно, что же мне теперь делать? —казать им: а теперь давайте еще раз, сначала и конкретно? »ли попросить их замолчать и обратитьс€ к самой девочке?

— ¬от вы сейчас спросите у нее: кто она така€?! — громогласно возглашает дедушка.

„то ж, предложение ничуть не хуже всего прочего, думаю € и послушно спрашиваю:

— ћилослава, кто ты? — ожида€ в ответ услышать что-нибудь вроде «кошечка», «белочка», «фе€ ¬инкс» и так далее.

Ѕегство девочки в фантастические или литературные образы от таких активных родственников видитс€ мне вполне естественным. ѕравда, несколько смущает упоминание гимназии и школьных учителей. ќна что, и в школе представл€етс€ белочкой-кошечкой, м€укает или орешки грызет?

— я — хранитель печалей, — тихо и спокойно отвечает девочка.

— ¬от! — дедушка обвин€юще выт€гивает узловатый палец в сторону внучки. — ¬идите?!

ћама и бабушка качают головами, как китайские болванчики.

— ¬ыйдите, пожалуйста, все, кроме ћилославы, — говорю €. —  огда будет нужно, € вас позову.

* * *

 онкретную информацию из девочки пришлось выт€гивать. ¬ыт€нутое достаточно удивительно, но, похоже, совершенно соответствует ее внутренней реальности.

ћилослава и вправду считает себ€ хранителем.

— ” каждого человека есть то, дл€ чего он сюда пришел, ведь правда? ” мен€ вот это. Ќравитс€ ли мне? Ќе знаю. Ќаверное, это ни хорошо, ни плохо, просто — так. ѕлохо, когда человек делает то, что не его.

¬се человеческие печали, согласно представлени€м ћилославы, живут в отдельной стране. —трана эта довольно красива, но, конечно, меланхолична. ѕосредине — большое красивое озеро с островами, вокруг — разноцветный осенний лес. Ќад лесом небо. »ногда в стране печалей €сно и солнечно, и тогда деревь€ отражаютс€ в воде как в зеркале. »ногда — идет дождь и дует ветер, тогда вода морщитс€ и даже завиваетс€ барашками волн, а лес грозно шумит. ѕечали — птицы, живущие в этом лесу. ќни разные. ѕо озеру плавают огромные и грациозные печали-лебеди. ¬ камышах живут суетливые печали-утки. ≈сть встрепанные и сварливые печали-вороны. ≈сть маленькие певчие птички-печальки, кажда€ из которых на заре и на закате поет свою песню. »меютс€ и совсем фантастические, не встречающиес€ в нашем мире птицы-печали. ¬се обитатели леса по-своему очаровательны, своенравны и не очень умны.

ћилослава — хранитель этого леса.

¬ чем задача хранител€? ќбеспечивать птицам-печал€м привольную и разнообразную жизнь в их родном лесу, разговаривать, играть, увещевать, уговаривать, не пускать их в наш мир, а тех, которые все-таки прорвались, возвращать обратно в родные пенаты. ≈ще есть отдельна€ проблема: надолго попав в наш мир, птицы-печали норов€т образовать в нем пары и загнездитьс€. Ётого допускать нельз€ ни в коем случае. »наче пр€мо здесь, в нашем мире печали могут уродливо размножитьс€: наш мир совсем не подходит дл€ их птенцов, и они вырастают просто ужасными и уже не могут вернутьс€ на родину предков.

¬нимательно выслушав и обсудив в детал€х всю эту лирическую и (нельз€ отрицать!) талантливую психоделику, € отправила ћилославу в коридор и позвала соскучившихс€ родителей, сразу предупредив их, что говорить они будут по очереди и только по моей команде.

«адава€ направленные вопросы, получила следующую информацию:

ћама с папой давно в разводе. Ќикаких вредных привычек, алкогол€, наркотиков, психиатрии и так далее. –асстались, потому что он «блажной», денег не зарабатывал, семьей толком не интересовалс€, сейчас живет со своей мамой и говор€щим попугаем, с дочкой общаетс€ раз в неделю, где-то преподает, изучает парламентские уложени€ XVII века. ќтношени€ у ћилославы с папой хорошие, но разговаривать с ним о том, что у девочки проблемы, бесполезно: он никаких проблем не видит.

»де€ «хранител€ печалей» по€вилась давно, теперь им кажетс€, что еще до школы. “очно помн€т, что в первом классе ходили к психологу, который сказал: не трогайте ее, все дети фантазируют, будут новые школьные впечатлени€, все пройдет. Ќе прошло. —ейчас жалеют, что послушали того психолога и «не задавили все это безобразие в зародыше».

‘антазии ћилославы и сами по себе не хороши: что это за «печали» у нее такие? — чего ей печалитьс€, если у нее все есть: родители, все блага, школа хороша€? –одители волнуютс€: если она сейчас так, что же будет дальше? Ќачнет от «печалей» вены резать или из окна прыгать? —ами же знаете, какие они сейчас. ¬ы вообще интернет читаете?

Ќо это все полбеды. √лупые фантазии, да, ладно. Ќо она вам, наверное, не рассказала, что в школе делаетс€.

— ј что там делаетс€? — спрашиваю €.

— ќна собирает печали.

— ¬ каком смысле — собирает?

— ¬ самом что ни на есть пр€мом. ќна же «хранитель». » давно уже нескольким одноклассникам объ€снила, как это все устроено. “е другим рассказали. » вот — не знаю уж, кто до этого додумалс€ — они пишут свои печали на листочках и отдают ей, повтор€€ какую-то специальную формулу: сохрани мою печаль, пусть живет она птицей в волшебном лесу, ну и еще что-то такое, чуть ли не в рифму. ќна берет эти бумажки, читает…

— ј что в них? ¬ы знаете?

— Ќу например: «Ёто печаль о моей умершей собаке. ≈е звали ∆учка. ќна была така€-то и така€-то. ќна уже была, когда € родилс€. “еперь ее нет и мне ее очень не хватает».

— ј потом?

— ѕотом она забирает бумажку, воображает себе птицу, соответствующую этой печали, описывает ее тому, кто дал бумажку, и говорит: € сохраню твою печаль в моем лесу. »ди, она улетела, с ней все будет хорошо. » чуть ли не руку ему на голову кладет. » они все говор€т, что им сразу легче становитс€. ѕечаль улетела — как же! » завуч мне сказала, что недавно одна их молода€ учительница, котора€ была беременна и ребенка потер€ла, принесла ћилославе такую бумажку о ребенке, и она сделала, конечно, эту печаль птицей и отпустила, а одна девочка все это слышала и потом на€бедничала. » родители в школе уже волнуютс€: что там у вас за секта? ¬ы понимаете? ≈е вот-вот из гимназии исключат. » €, кстати, завуча понимаю!  ому такое надо?

ћама ћилославы бурно заплакала.

— ћы ходили к психиатру, он сказал, что это, вполне возможно, шизофрени€, и предложил госпитализацию и обследование. » еще ходили к психологу в районном центре, она долго со —лавой беседовала, а потом сказала мне, что у нее в самооценке почти нет феминитивов (она же себ€ называет не «хранительницей», а именно «хранителем») и что такие дети часто потом мен€ют пол, а затем выдвинула €щик, достала какие-то коробочки и предложила купить у нее успокаивающий чай.

— ћожет быть, ей гипноз поможет? — с надеждой спросил дедушка.

— »ли все-таки таблетки? — бабушка загл€нула мне в глаза.

ћне было и смешно, и страшно одновременно.

— ј чем вы все занимаетесь? — спросила €.

— ” нас два магазина, — сказали бабушка и дедушка. — ј у дочери очень ответственна€ работа, она заведующа€ сектором продаж в крупной компании.

— ¬аша девочка неверо€тно талантлива, — сказала €. — ¬ ней соединились теоретический и мечтательный интеллект отца и ваша приземленно-практическа€ организационна€ хватка. Ёто хороша€ новость. ј плоха€ заключаетс€ в том, что с талантом ничего нельз€ сделать. ≈го можно убить, ему можно помогать, но дл€ него не существует вожжей — вы мен€ понимаете?

— “о есть вы тоже ничем нам не поможете, — констатировал дедушка.

— » даже успокоительного ча€ не предложите? — горько сострила бабушка.

я уже готова была отрицательно покачать головой, но вдруг вспомнила.

— я попробую ее кое с кем познакомить. я позвоню вам, тогда вы приведете ћилославу сюда еще раз.

ќни ушли с разочарованными лицами. я их понимала.

ѕосле окончани€ приема € достала свои журналы. я работаю 25 лет и очень плохо веду документацию, но все-таки пишу даты начала каждого журнала и всегда пишу контактный телефон посетител€. я приблизительно помнила годы. » им€ — ∆ен€ или —аша. ¬озраст — 12–13 лет. „ерез пару часов у мен€ был список из дес€ти телефонов. ¬ этот вечер в семи семь€х наверн€ка решили, что психолог из поликлиники, очевидно, рехнулс€ от т€желой работы.

я набирала номер: «Ёто семь€ »вановых? Ёто ≈катерина ¬адимовна ћурашова, психолог из детской поликлиники. ¬ы посещали мен€ дев€ть лет назад. —кажите, могу ли € попросить к телефону ≈вгению? ћне нужна ее помощь. ∆ивет отдельно? ј можно ее телефон? ≈вгени€? Ёто психолог из детской поликлиники. —кажите, ≈вгени€, вы были когда-нибудь ѕринцессой —умерек? Ќет? —пасибо. ¬сего доброго. »звините за беспокойство».

Ќа восьмой раз мне повезло.

— ƒа, это €, — ответили на том конце трубки. — —аша. ѕринцесса —умерек.

— —аша, сколько вам сейчас лет? — спросила €.

— 23. „то € должна сделать?

* * *

ћилослава и јлександра оказались внешне несколько похожими.

«а прошедшие дни € отчетливо вспомнила девочку-подростка, котора€ весь день была в€лой, тусклой и заторможенной, но оживала в сумерках, одевалась и красилась как принцесса, могла ни с того ни с сего острить, петь, танцевать, быть умной и очаровательной. –одители не понимали, что делать, ведь школа-то — днем. ћне удалось тогда отсто€ть ее — от таблеток и вс€кого такого, € плела родител€м какую-то чушь про биоритмы и метаболизм, а ей объ€сн€ла, что все мы в некотором смысле в изгнании в этом профанном мире, но надо учитьс€ в нем жить и одновременно искать свое место.

— я и сейчас ѕринцесса —умерек, только об этом никто, кроме близких, не знает, — сообщила ћилославе јлександра.

— “еперь вы, наверное, уже королева, — с восхищением гл€д€ на девушку, сказала —лава.

— Ќет, позволь мне еще некоторое врем€ побыть принцессой, — очаровательна€ улыбка, взмах густых и длинных ресниц.

—  то вы, —аша? Ќу, помимо того, что принцесса.

— я актриса. ќкончила институт, играю в театре.

— я могу теперь выйти? — почему-то мне не хотелось влезать в это взаимодействие птиц, сумерек, принцесс, театра, печалей и осеннего леса. я чувствовала себ€ в нем лишней.

— ƒа, конечно, — јлександра совершенно аристократически взмахнула тонкой кистью, отпуска€ мен€.

* * *

я не знаю, о чем они говорили.

јлександра сказала мне:

— ќна волшебна€ и очень сильна€. —ильнее тогдашней мен€. —пасибо. Ёто пам€ть и вдохновение дл€ мен€.

ј ћилослава сказала:

— я пон€ла: не об€зательно устраивать балаган. ≈сли ты видишь человека и видишь его печаль, и ты хранитель — ты можешь просто представить ее себе и выпустить в лес.

— ¬оистину так, — € вздохнула с облегчением.

»нтересно, кем она станет, когда вырастет?

Ќе удивлюсь, если психотерапевтом.
 атерина ћурашова,
snob.ru
»ллюстраци€ Ќино „акветадзе

–убрики:  »нтересно
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку